Ремзона
Здоровье-В
ЧОП Гарант
ОХРАННАЯ ГРАМОТА ВОЛОКОЛАМСКА
Авиабилеты дешево!

Этого не смог Фаберже

ФЕНОМЕН XXI ВЕКА в Волоколамске! 20-летию Нового ремесла Подмосковья и Нового искусства России - Эмалевой мозаике Андрея Манджоса посвящается

"...Почему Фаберже, виртуозно владея искусством эмали, не додумался своё единственное мозаичное яйцо тоже сделать именно из этого материала, а сделал его из камней? До эмалевой мозаики догадался только наш современник - московский художник Андрей Манджос, который и стал первым в мире эмальером-мозаичистом, хотя именно Фаберже был, как никто, очень близок к этому..."

Так случилось, что именно здесь, в Волоколамске есть то, что могло бы стать его визитной карточкой для самой широкой мировой общественности. Речь идёт о новом национальном виде искусства – Эмалевой мозаике Андрея Манджоса, этом новом виде регионального ремесла, школа которого расположена всего в 900 метрах от города, в деревне Пагубино.

Сегодня, в 2018 году, исполнилось ровно 20 лет, как этот художник начал создавать свою невиданную ещё широкой международной публикой и непревзойдённую никем коллекцию, произведения которой не только очень привлекательны внешне, но ещё и технически ранее никем не были исполнимы, так как делаются из традиционных классических ювелирных материалов, но не имеют аналога в истории мировой культуры. При этом особенно уникально то, что интрига заключается ещё и в том, что никто в нашей стране даже права не имеет ничего подобного создавать без согласия автора, так как он сразу получил Российский патент на это своё изобретение и мало того, в соавторстве  с ГОЗНАКом и Московским монетным двором позже получил ещё и второй патент, международный! Каково это вообще в принципе? Классицизм в искусстве и патент! Такого прецедента никогда даже не было в истории мировой культуры. Поэтому вполне можно говорить с огромной уверенностью о том, что многие тысячи, а скорее всего и миллионы туристов со всех уголков нашей планеты потенциально уже готовы приехать к нам, чтобы воочию поглазеть на это новое русское чудо и новое российское достижение, уже сегодня признаваемое безусловным феноменом в истории мировой культуры, можно сказать, восьмым чудом света. Дело оказывается остаётся только за малым – за неким достойным зданиеми необходимыми условиями для размещения уже созданной коллекции мозаичных сокровищ Эмалевой комнаты Андрея Манджоса.

О художнике сказано много слов разными специалистами, вышло множество статей, репортажей, не мало у него всяких наград за исторический вклад в мировуюи отечественную культуру, но сегодня, в честь юбилея его творчества вашему вниманию предлагается познакомиться именно с практичными тезисами Эксперта Министерства культуры РФ, академика Академии искусствоведения, члена Британского Королевского Общества историков ювелирного искусства, заведующего отдела металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, заслуженного работника культуры А. А. Гилодо, которые он специально дал для аналитического представления этой темы:

«1. Среди художников, внесших свой вклад в развитие искусства эмали интересен московский эмальер-мозаичист Андрей Манджос, создавший свое новое направление в искусстве - эмалевую мозаику. Его вклад в развитие традиций русского эмальерного искусства с каждым годом становится все более очевидным, коллекция мозаичных произведений художника приобретает все большую известность и не только в России, но и во всем мире.

2. Мировая тенденция по развитию туризма – это открытие всевозможных локальных музеев индивидуальной тематики. Коллекция Эмалевых мозаик           А. Манджоса полностью подходит для создания такого музея.

3. И это будет музей с не просто собранной индивидуальной коллекцией, которая может где-то и как-то повторяться по художественно-техническому (живопись, мозаика, акварель, эмаль, всевозможная роспись и т. д.) или иному принципу (автомобили, водка, утварь и т. д.), а музей совершенно нового направления в искусстве и совершенно новой, к тому же авторской художественной техники, не имеющей аналога в мировой практике.

4. Впервые и только здесь в одном месте, и в одних произведениях соединятся два вида традиционных  искусств – Мозаики и Эмали, при этом элитарное ювелирное искусство Эмали здесь применяется только на этапе подготовки материалов для создания будущих художественных мозаичных воплощений. Никто в мире больше так не работает и никто этим не владеет, а пробы некоторых мастеров в нашей стране, а также за рубежом не увенчались успехом по качеству даже на стадии создания материала.

5.Также отличительно ото всех здесь будет демонстрироваться технология, которая впервые позволяет в искусстве эмали не традиционное 2-х мерное применение материалов, а именно демонстрацию 3-х мерных возможностей.

6. При этом благодаря технологическим возможностям Эмалевой мозаики два вида искусства: Эмаль и Мозаика нашли своё доселе немыслимое практическое применение в разных областях творчества, соединяя в них материалы, ранее никем не соединимые, поэтому, в отличии от других всевозможных коллекций, где всё основывается на каком-то одном техническом исполнении или замысле, в коллекции Эмалевых мозаик А. Манджоса представлены как мозаичные работы, которые невозможно исполнить ни к каких других традиционных мозаичных техниках – камне, смальте, стекле…, так и многочисленные ранее не виданные человечеством способы применения эмали.

7. Это позволило впервые увидеть, например, следующие новые изобретения: Мозаичные пасхальные яйца из эмали («Что не смог сделать знаменитый К. Фаберже»), Мозаичные оклады икон и книг, Мозаичную бронзовую пластику, Мозаичный церковный колокол, Мозаику и горячую эмаль на обуви и одежде, «Молекулу Манджоса» - запеченная эмаль на пластине шириной в человеческий волос – как основная единица будущих микроминиатюрных изделий из эмалевой мозаики от специально обученных «Левшей», Двигающуюся мозаику, Витражную мозаику (мозаика с внутренней подсветкой), Самую практичную автомозаику, Мозаику и горячую эмаль с шерстью (коллекция картин), Мозаику и горячую эмаль с бумажной гравюрой и с резьбой по дереву, Мозаичную минималистику (панно с минимумом мозаики на фоновом поле), Мозаичные медали и знаки монетовидного качества, «Современную античность», Мозаику на фарфоре и т. д.

8. Технология авторской Эмалевой мозаики А. Манджоса полностью также отличается от традиционных мозаичных технологий и по формату. Если другие мозаичные технологии подразумевают монументальный характер исполнения, то только именно эта новая мозаичная технология органична для Декоративно-прикладного искусства и только исключительно она применительна для медально-монетных изделий, что ставит её в выдающееся положение для самого широкого мирового внимания, ведь свойства монетной чеканки позволяют высоту рельефа не более 0,7 мм и это вполне устраивает эмалевую мозаику, но никак не другие материалы.

9. В коллекции также присутствуют и самая большая в мире Эмалевая мозаика «Город на Неве. Мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу» – мировой рекорд по количеству отдельных обжигов горячей эмали в одном произведении, и самые ценные на сегодняшний день современные мозаичные портреты, картины, панно, предметы и скульптура.

10. Необходимо при этом учитывать, что подобные технические художественные прорывы в истории искусств бывают исключительно редко, можно сказать, раз в сто лет. Поэтому почти любое изделие из рук самого автора, даже независимо какого оно качества и удачи в исполнении задуманного, сразу имеет статус музейного экспоната и уже является классицизмом.

11. В связи с этим уникальность ситуации состоит также ещё и в том, что особые ценность и значение произведений из Эмалевой мозаики А. Манджоса дают пусть отчасти спорное, но весомое основание считать их антикварными уже в момент создания, что также выходит за рамки обычного традиционного и стереотипного восприятия данного предмета не только публикой, но и многими искусствоведами.

12. Учитывая изложенное, можно констатировать, что сегодня есть уникальный шанс и новая возможность создать необычный во всех смыслах художественный музейный объект для существенного развития музейно-туристического дела для любого региона или страны. Коллекцию также можно рассматривать и в виде организации длительно работающей обновляемой выставочной экспозиции.

13. В связи с наличием обширной коллекции и для большего и скорого привлечения туристического внимания, а также с планом создания отдельного зала с эмалевым мозаичным покрытием Музей имеет смысл сразу изначально именовать «Эмалевой комнатой Андрея Манджоса».

14. Для официального же начала работы достаточно только местного решения. При необходимости, то есть при недостаточности компетенции, можно официально запросить в Москве мнения ведущих музеев, где имеются коллекции эмалей (ВМДПиНИ, Исторический музей и Царицыно), а также Московский монетный двор, президента Российской академии художеств З. К. Церетели и других.

15. Для поддержки и обновления экспозиций необходимо также поддержать Школу мастерства эмалевой мозаики, как базы не только для более широкой популяризации и роста престижа этого нового современного национального вида искусства, но и для обеспечения осуществления различных художественных проектов, главными из которых будет являться Эмалевая комната и сотрудничество со многими национальными видами ремесла, во многие из которых эмалевая мозаика очень органично вписывается.

16. Необходимо также учесть, что в 2018 году исполняется 20 лет Эмалевой мозаике А. Манджоса, что может быть основанием для заинтересованных структур для выпуска в последующее время различной печатной, медальной и сувенирной продукции.

17. Дополнительно к коллекции всецело интересен и сам её создатель – Андрей Манджос - автор многочисленных уникальных художественных проектов, рекордсмен и почётный «Левша России», полностью олицетворяющий новое искусство в информационном поле.

Таким образом можно констатировать, что творчество Андрея Манджоса наилучшим образом формирует имидж России, как великой культурной державы. Художником задуман амбициозный проект, названный «Эмалевой комнатой» (по аналогии с Янтарной комнатой). Сам же он полностью вписывается в две оценочные категории - национальное достояние и живое культурное наследие и круг тех людей, которые это понимают и осознают, будет все больше расширяться подобно тому, как в начале XX века деятельность двух ведущих ювелиров - Овчинникова и Фаберже - была осознана русским обществом, как национальная гордость, как явление всероссийского масштаба.»

     Спасибо А. А. Гилодо за такой грамотный, объёмный и полезный обзор этой темы, поэтому не будем приводить слова других экспертов, а послушаем сегодня, что говорит сам  художник:

«Уважаемые друзья!

Увлекаясь сначала смальтовой мозаикой, а затем перегородчатыми эмалями, я в 1995 году задумался над тем, почему все ювелиры и эмальеры мира уже пять тысяч лет, с фараоновских времён, мучаются над тем, что при общем традиционном обжиге изделий из эмали они вынуждены всегда использовать вместе всего несколько каких-то цветов близких по температуре плавления? Это происходило и происходит потому, что при добавлении эмалей с другой температурой они получали недоплавленный или передержанный на огне брак. Здесь, учитывая любимые мною принципы мозаичного искусства, меня вдруг осенило, а почему бы не сделать изделия во много раз многоцветнее, если сначала осуществить тысячи отдельных обжигов, а потом уже собирать простые мозаичные элементы воедино. Так и родилась эмалевая мозаика.

Теперь, как японские операторы, что в течение трёх лет учатся искусственно помещать   перламутровый шарик в раковину, чтобы получить затем полуприродную жемчужину, так я долгие три года в подвале школы, где учились мои дети и где я посредством школьной муфельной печи вёл кружок эмалирования, начал самостоятельно, без каких-либо известных примеров проводить свои эксперименты, которые с первых проб мне очень понравились по своим принципиальным характеристиками, а главное по разной во много раз большей цветовой художественной выразительности. И вот в 1998 году появились мои первые произведения. Первое конечно было примитивное, потом, повышая свою школу мастерства, как это исстари делали и знаменитые голландцы, и разные придворные художники, я начал учиться на некоторых мировых шедеврах, при этом не только мозаичных, но и живописных, как это делал и мой единственный кумир М. В. Ломоносов. Далее пошли свои самобытные изделия, а главное всевозможные эксперименты, которых благодаря моей новой технологии получилось очень много и большинство из них оказались удачными.

Конечно сначала я даже и не думал, что это какое-то там открытие, пока в журнале «Ювелирное обозрение» в августе 2001 года не вышла про меня статья с.н.с. Оружейной Палаты Московского Кремля Л. Н. Пешехоновой и где чётко было сказано, что то, что я сделал, «не имеет аналога ни в истории мозаик, ни в истории эмали», в связи с этим, у меня, как автора технологии, после публикации оставалось всего 6 месяцев на право защитить моё изобретение, что я в принципе и сделал.

Потом было много чего интересного. И Гиннесс-Шоу, и Поле Чудес, и встреча с З. К. Церетели, и персоналка в Администрации Президента РФ, и подарок В. В. Путину, и конкурс на Олимпийские медали в Сочи, и «Глобус Памяти и Скорби», и Эмаль от Левши, и много-много всего разного да ещё целый ряд прорывов и открытий, только перечисление всего этого займёт ни одну страницу, но сегодня хочу сказать о том, что особо важно, о будущем.

 Я всегда был на 100% уверен, что такое моё открытое вдруг национальное достижение нужно не распродавать направо и налево, окружая себя более дорогими вещами, а наоборот концентрировать и собирать, чтобы в итоге создать условия для его демонстрации всем людям мира. Мне как-то давно один хороший человек, специалист, сказал: «Андрей Львович, Вы должны познакомить мировую общественность с новым видом искусства и построить Эмалевую комнату!» Да-а-а, ни много ни мало, нечего сказать, но слова-то правильные и я поставил их для себя во главу угла. Другой же хороший человек, тоже искусствовед, ещё в далёком 2001 году, на первой выставке, где я участвовал в Питере, сказал ещё заманчивей: «Ваши изделия являются антикварными и Вы не понимаете, что Вы сделали!». На эти последние слова я долго не находил ответа, пока в 2009 году один эксперт не объяснил мне значение этого и что не понимал я то, что всё сделанное моими руками – это уже музейные экспонаты и они уже сейчас каждый живёт своей музейной жизнью, где бы и когда бы они не оказались.

Поэтому главной целью своей жизни я считаю открытие музея «Эмалевая Комната», музея эмалевой мозаики, который будут посещать, я уверен, многие тысячи, миллионы россиян и гостей нашей страны. При этом созданная мною коллекция уже сейчас может достойно экспонироваться, а далее активно расширяться и пополняться. Место же и финансирование такого музея ещё не определено, но я надеюсь, что скоро найдутся те, кто захочет поддержать этот необыкновенный проект в истории человеческой культуры.

Саму же Эмалевую комнату я представляю себе примерно так. Это будет некое помещение с высокими, но сводчатыми потолками, как в Грановитой палате в Кремле, состоящее из четырёх полузалов, каждый разной расцветки по временам года. И всё это в эмалевой мозаике, в горячей ювелирной эмали – самом дорогом и красивейшем материале, созданным человечеством для украшения орденов, окладов икон и ювелирных украшений, всевозможные яркие и объёмные расцветки которого на порядок превзойдут жёлто-коричнево-белую палитру поделочного материала в известной на весь мир Янтарной комнате. При этом в таком музее будут украшены не только стены, но и потолки, а главное мебель и другие всевозможные экспонаты.

Да это амбициозно, круто, так сказать, но это цель, это то, что мы могли бы завтра с гордостью оставить потомкам, а сегодня по полной демонстрировать современникам во всём мире.Конечно для такого окончательного вида нужны будут серьёзные шаги, большие человеческие усилия и не только мои, но и многих моих последователей, и тех, кого волнует будущее города, его расцвет и благосостояние. При этом я уверен, что по сути в том же Волоколамске мог бы ещё даже возникнуть целый свой художественный институт, который вполне бы превзошёл и Академию Акварели Андрияки, и Институт Гжели, так как полноценных художественных кафедр, в отличии от указанных заведений, учитывая широкую взаимосвязь эмалевой мозаики с другими ремёслами, мы могли бы иметь на целый порядок больше. Сейчас же, на первом этапе, чтобы туристы со всех концов уже сегодня поехали к нам, достаточно будет найти подходящее и достойно представленное место для размещения уже готовых произведений, которые, я полностью уверен, не оставят никого равнодушными.Спасибо за внимание! Эмальер-мозаичист А. Л. Манджос»

Думаю, что-то добавить к сказанному будет излишне, разве, что слова Главы Департамента культуры Приморского края Алеко А. Н.: «По истине – это, возможно, первый и единственный  творческий проект подобного уровня!» а также то, что художник родился 9 октября в один день с Х. Колумбом спустя 508 лет и обладает ещё целым рядом других различных художественных проектов. Мне же остаётся только пожелать Андрею Львовичу в его творческое 20-летие большой удачи, сил и здоровья.

М. Мудрецов

 

Источник:
http://involokolamsk.ru/novosti/kultura/etogo-ne-smog-faberzhe
12:55
1145
16:53
15 декабря в Истре открылась выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». Там демонстрируется живопись, мозаика, акварель, эмаль, всевозможная роспись и т. д. Собрались все «Левши» Подмосковья, как говорится национальное достояние и живое культурное наследие. А.Л., а Вас, почему туда не пригласили? Почему не захотели экспонировать мозаичные сокровища Эмалевой комнаты Андрея Манджоса, первого в мире эмальера-мозаичиста, ФЕНОМЕНА 21 века Нового искусства России?

Администрация портала не всегда разделяет мнения авторов и не несёт ответственности за размещенные материалы в пользовательской части сайта, а также за содержание комментариев, которые оставляют пользователи под материалами. ©Ламаград, 2004-2023

Администрация запрещает использовать адреса E-mail, находящиеся на сайте, для нелицензионных массовых рассылок (спам) и занесения их в базы данных. К нарушителям будет применена ст.272 УК РФ

Яндекс.Метрика

16+